Как робот помогает московским хирургам

В НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского прошла первая в России и Европе операция на мозге с участием робота. Пока его роль невелика — он просто исполнитель. «Главным в этом процессе остается человек, нейрохирург, — говорит директор НИИ, д.м.н., профессор РАН Сергей Петриков. — Без человека робот не может работать». ТАСС поговорил с врачами «Склифа» о том, как новейшая техника помогает им спасать людей.

«Я его первое время перепроверял»

«Операция несложная, — говорит Андрей Гринь. — Поставить иголочку, ввести в мозг, покрутить. В иголочку попадает кусочек ткани, мы его отдаем на гистологию».

Андрей Анатольевич рассказывает о вставленных в мозг иголках так же буднично, как обычные люди — о чистке картошки. Для него такие операции — привычное дело: он нейрохирург, д.м.н., руководитель отделения неотложной хирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Вместе с коллегами Андрей Анатольевич спасает жизни сотням людей. А недавно к этим коллегам прибавился робот. Правда, сам Гринь робота так не называет: «Он не коллега, но надежный ассистент».

«Ассистента» зовут «Ренессанс», он создан в Израиле (как поясняет Сергей Петриков, в России нечто подобное тоже разрабатывают, но это пока в процессе). «Ренессанс» совсем не похож на человекообразных существ из фильмов про восстания машин — у него есть монитор, клавиатура и что-то вроде руки. Действует он строго по указаниям человека: до операции врачи программируют робота — вводят данные пациента и выбирают, в какую точку нужно попасть. Машина поступила в «Склиф» только в этом году, и первое время врачи учились с ней обращаться и проводили тестовые испытания. «Я его первое время перепроверял, поначалу было ощущение, что ты работаешь надежнее, — говорит Андрей Гринь. — Когда мы удостоверились, что все правильно работает, то положились на робота и стали оперировать с ним».

Первым пациентом робота оказался мужчина лет сорока, который за неделю до поступления в «Склиф» почувствовал себя плохо на работе. В клинику он попал уже с речевыми нарушениями. Оказалось — опухоль головного мозга, и большая. «Ее невозможно вырезать, не сделав его глубоким инвалидом, — объясняет Андрей Гринь. — Лечить нужно нехирургическим методом». Но сначала — исследовать образец, чтобы определить степень злокачественности. Забирать образец и помогал «Ренессанс» — то есть, по сути, это была операция для диагностики, а не для лечения.

Через несколько дней пациент выписался — он был примерно в том же состоянии, в каком попал в больницу. Что будет дальше, зависит от того, насколько чувствительной опухоль окажется к лучевой терапии и «химии». Но, как говорит Гринь, «у пациента есть шанс».

«Для мозга миллиметр — это очень много»

Зачем вообще нужны роботы, если человек (пока) все равно умнее? Самый простой пример — в некоторых операциях какое-то механическое действие приходится повторять в течение нескольких часов. Человек за это время устанет, у него может дрогнуть рука. С роботом это исключено.

Но если говорить конкретно о «Ренессансе», то он, как поясняет Сергей Петриков, создан «для высокоточной хирургии». То есть его используют прежде всего там, где от точности попадания может зависеть жизнь. Головной мозг — как раз такая область. «Я всегда говорю: для мозга миллиметр — это очень много, тут нельзя разбрасываться, — объясняет Гринь. — Миллиметр правее — человек инвалид. Миллиметр вверх — человек умер, миллиметр вниз — вылечили». К тому же робот делает все быстрее, а это позволяет сократить время наркоза. «Если человек находится под наркозом больше трех часов, велика вероятность когнитивных нарушений, — добавляет Гринь. — То есть мы прооперируем человека, и у него позвоночник будет идеальный, а вот с интеллектом — проблемы».

С позвоночником «Ренессанс» тоже будет работать. Как здесь говорят, использование этой техники станет рутиной. «Нам его поставил департамент здравоохранения Москвы, — пояснил Сергей Петриков. — Поэтому любой москвич, которому потребуется такое лечение, получит его бесплатно». Правда, в клинике никому не желают нуждаться в такой медицинской помощи. «Хорошо бы вам наша помощь не понадобилась. К нам лучше в гости приходить», — улыбается Андрей Гринь.

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/obschestvo/5267093

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Search

+