Инфекции скоро нечем будет лечить

С каждым годом в мире появляется все больше инфекций, устойчивых к современным антибиотикам. То есть, таких, против которых лекарства бессильны. Говорят, уже каждая четвертая разновидность стафилококка может управиться с любым антибактериальным препаратом.

Эта проблема активно обсуждается на множестве международных конгрессах. Ученые пытаются найти из нее выхода, однако пока ситуация беспросветна. В мире почти не создается новых антибиотиков (это долго и затратно); поиск нового класса препаратов, которые обладали бы аналогичным действием, пока только ведется.

Насколько актуальна эта проблема в нашей стране, в эксклюзивном интервью «МК» рассказал главный внештатный специалист Минздрава РФ по клинической микробиологии и антимикробной резистентности Роман КОЗЛОВ.

— Роман Сергеевич, насколько велика сегодня проблема антибиотикорезистентности?

— Резистентность к антимикробным препаратам приводит к потере трудоспособности, а иногда и к смерти людей всех возрастов, да и в целом угрожает снижением эффективности программ обеспечения здравоохранения. Так, если сейчас ежегодно в мире от инфекций, вызванных устойчивыми к антибиотикам бактериями, гибнет около 700 тыс. человек, то в случае отсутствия усилий по сдерживанию этой проблемы, по экспертным оценкам, к 2050 году предполагается возрастание этой цифры до 10 млн. То есть, из-за того, что инфекции будет нечем лечить, начнет умирать даже больше людей, чем от онкологических заболеваний (8,2 млн.)! При сохранении темпов роста антибиотикорезистентности к 2050 году потери мировой экономики от этой проблемы составят до 7% ВВП, то есть около 210 трлн. долларов. Поэтому Всемирной организацией здравоохранения проблема устойчивости к антибиотикам воспринимается как угроза глобальной стабильности, а на уровне отдельных стран – как угроза национальной безопасности.

– Современные микробы — какие из них представляют наибольшую опасность? Выявляются ли новые?

– В Российской Федерации проблема резистентности к антимикробным препаратам приблизилась к критическому уровню, особенно среди возбудителей инфекций внутри стационаров. К таким возбудителям относятся, например, синегнойная палочка, ацинетобактер и энтеробактерии. При этом доля так называемых экстремально резистентных бактериальных инфекций, вызванных микроорганизмами, сохраняющими чувствительность только к антибиотикам одной или двух групп резерва, составляет более 28% (или более 700 тыс. случаев в год по экспертным оценкам), а на долю панрезистентных инфекций, вызванных бактериями, устойчивыми ко всем (!) известным классам антибиотиков, приходится почти 0,8% (или 20 тыс. случаев в год). Необходимо отметить, что развитие внутрибольничных инфекций, вызванных резистентными возбудителями, часто нивелирует как результаты высокотехнологичных, дорогостоящих и жизненно важных вмешательств (операции на сердце, трансплантация органов, онкогематология), так и результаты терапии пациентов в отделениях общехирургического и общетерапевтического профиля, отделениях интенсивной терапии и др. Кроме того, учитывая тот факт, что технологии в медицине позволили выхаживать пациентов с очень тяжелыми заболеваниями, стали появляться возбудители, которых мы раньше не встречали, например, грибы Penicillium marneffei, которые вызывают инфекции у пациентов с тяжёлыми иммунодефицитами.

— Каковы пути решения проблемы антибиотикорезистентности?

— В целом, следует понимать, что решение проблемы антибиотикорезистентности лежит в межведомственном и международном сотрудничестве и является комплексным. Что приятно осознавать, все наши министерства и ведомства, органы исполнительной и законодательной власти очень чётко понимают эту проблемы. 25 сентября 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации №2045-р была утверждена «Стратегия предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации на период до 2030 года», которая предполагает информирование населения по вопросам применения противомикробных препаратов и проблемам антимикробной резистентности, повышение уровня подготовки специалистов по вопросам, связанным с антимикробной резистентностью, обеспечение системного мониторинга распространения антимикробной резистентности и многое другое.

— Возможно ли появление новых классов препаратов, которые могут заменить антибиотики?

— Без сомнения, следует поддерживать создание любых средств лечения и профилактики инфекционных заболеваний. Классическим примером успешных, имеющих доказательную базу, средств являются вакцины, широкое использование которых позволяет снизить частоту инфекций (в т.ч. и бактериальных), и, как следствие, использование антибиотиков и резистентность к ним. Нам очень нужны (и подобные разработки ведутся) принципиально новые препараты для диагностики инфекций. Есть определенные перспективы и ряда альтернативных антибиотикам средств. Но необходимо четко понимать – не будет эффективных антимикробных препаратов – эффективного лечения инфекционных болезней не будет никогда!

— Каким образом в стране ведется мониторинг антибиотикорезистентности, микробов и пр.?

— Сегодня наша страна по ряду этих направлений входит в число мировых лидеров, определяя глобальную повестку мер по борьбе с резистентностью к антимикробным препаратам. Например, с 2000 года в Смоленске на базе Смоленского государственного медицинского университета работает Федеральный научно-методический центр мониторинга резистентности к антимикробным препаратам (ЦМАР), а с 2015 года Всемирной организацией здравоохранения создан единственный в Российской Федерации и первый в Восточной Европе Сотрудничающий центр ВОЗ по укреплению потенциала в сфере надзора и исследований антимикробной резистентности. У нас введена интерактивная «Карта антимикробной резистентности России». Делается многое. Главное – чтобы это работа носила системный характер, и тогда все вместе мы добьемся успеха.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Search

+